Kathylap (kathylap) wrote,
Kathylap
kathylap

Category:

"Белый овал": хрупкость живого и рукотворного


Импрессионисты передавали впечатление о картине мира, изменчивость этой картины в определенный момент времени, создаваемый отсветом, отражением, бликами света... У Кандинского, пришедшего от импрессионизма к абстракции, впечатление о мире - собственный, отдельный мир. Где овал, если посмотреть на него немного с другой стороны, - совсем не овал, а изображение Москвы называют "не пейзажем, а портретом".
Белый овал наполнен формами, напоминающими живое - холмистый рельеф, растения, - и рукотворное; лично мне в некоторых из этих форм видятся очертания зданий - тут и дома, напоминающие дома с картины "Москва", и футуристические небоскребы, и биоморфные, "текучие" конструкции XXI века. А фоном для этого пиршества, буйства красок на белом холсте - черная пустота, огромная Вселенная. И черная черта пересекает изображение по диагонали, будто бы линия сгиба, по которой этот яркий, красочный, не всегда понятный и полностью объяснимый, но вызывающий эмоциональный отклик мир вот-вот схлопнется, сложится пополам, и то ли откроет нечто новое, то ли просто станет частью окружающей черноты. Год создания картины - 1919-й. Возможно, это предчувствие конца того яркого, богатого на художественные открытия, периода, называемого в искусстве авангардом, конца надежд, связанных с революцией, с возможностью создания лучшего общества. Ну и в целом, ощущение конечности любого земного бытия - и хрупкости мира, созданного художником, перед лицом Вселенной.
Tags: ГТГ, Слово в искусстве, текстики
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments